Как быстро определить, надёжная ли перед вами компания

Как быстро определить, надёжная ли перед вами компания

Автор 04.05.2021
Инвестору перед покупкой стоит проверить компанию на её возможность платить по долгам, чтобы не нарваться на банкрота. Тут можно пойти двумя путями:

  1. Самостоятельно изучить и проанализировать отчётность компании;
  2. Посмотреть на её кредитный рейтинг.


Я привык делать всё сам и доверять своим выводам. Но место компании в кредитном рейтинге всё же стоит учитывать, чтобы понимать степень рисков.

Что такое кредитный рейтинг?

По сути, это шкала с оценкой рисков при инвестировании в компании, где внизу самые «ненадёжные», а вверху — «верняковые». Рейтингами занимаются аналитики агентств, которые за вас изнутри изучают компанию и суть её бизнеса, а затем публикуют свои выводы о её надёжности.

В России работают 4 наших и 3 зарубежных агентств. Подходы к работе у них разные, но суть одна:

Отечественные: АКРА, «Эксперт РА», «Национальное рейтинговое агентство» (НРА) и «Национальные кредитные рейтинги» (НКР);
Зарубежные: S&P, Moody's и Fitch Ratings.
О чём ещё следует помнить. Все агентства обязаны минимум раз в год пересматривать своё мнение о компаниях. Поэтому, если вы в 2020-м увидели в топе по надёжности какой-нибудь «РосЛесПром», не факт, что он будет там в 2021-м.

Что делать перед инвестированием?

Надо вбить в поиск название компании + фразу «инвестиционный рейтинг». Например, «Газпром инвестиционный рейтинг». Поисковик выдаст официальный сайт компании, где будут рейтинги от агентств с пояснением, что это значит.

Если такой информации нет, то придётся заморочиться:

1. Зайти на сайт рейтингового агентства. В некоторых случаях — пройти регистрацию;

2. Найти на главной странице слово «рейтинги» (или англ. ratings), перейти туда и вбить название компании;

3. Посмотреть, что значит тот или иной рейтинг у этого агентства;

4. Проделать эти шаги на сайтах других агентств, хотя бы у 2-3.

От себя добавим: наличие высокого или низкого рейтинга — это не сигнал к действию. Он только помогает составить общую картину о компании.