Как получать рублевую доходность выше ставок по депозитам
Автор
13.01.2021
Доходность фонда Green Bond Norden (Фонд облигаций) за последний год составила 8,4% годовых, за последние три года – 20,73%. Это инструмент для консервативных инвесторов, которые хотят продолжать стабильно приумножать свой капитал в эпоху низких ставок. Как фонду удается сохранять доходность и какие преимущества он дает инвесторам по сравнению с покупкой отдельных облигаций – отвечает его управляющий Иван Молодецкий.
Что представляет собой фонд
Мы запустили «Фонд облигаций Norden» в 2007 году. Его концепция заключается в том, чтобы получать надежный рублевый доход при низком уровне риска. Средства фонда вложены преимущественно в облигации федерального займа (ОФЗ) и корпоративные облигации с высоким кредитным качеством – наиболее надежные инструменты долгового рынка.
Кому подойдет этот фонд?
Консервативным инвесторам, которые ориентируются на долгосрочную доходность, превышающую процентные ставки по банковским депозитам и инфляцию и независимую от волатильности рынка акций.
Макроэкономический взгляд управляющего
Ставки. В последнее время большинство центральных банков пришли к поразительному консенсусу – из-за пандемии все страны столкнулись с проблемами, и все решают их одинаковыми методами – снижением ставок до минимальных значений и запуском программ количественного смягчения. Риторика мировых регуляторов на редкость схожа: ставки будут оставаться низкими, пока экономики не восстановятся после пандемии. Первоначальные прогнозы мировых инвестбанков свидетельствовали о том, что восстановительный рост начнется в конце 2021-2022 годах, но вторая волна пандемии коронавируса вносит корректировки в этот сценарий. По данным Центробанка России, отечественная экономика сможет выйти на допандемические уровни не раньше 2022 года.
Кредитные риски. Мировой совокупный долг растет высокими темпами последние несколько лет. Коронавирус и меры, на которые пошли многие страны для борьбы с ним, вывели его на уровень 200% мирового ВВП (в последний раз он был таким во время Второй мировой войны). Дефолты в развитых странах приблизились к уровню 2008-2009 годов и превысили их. Наиболее остро в связи с этим встает вопрос о выборе правильных эмитентов – консервативных, с низкой долговой нагрузкой, задействованных в секторах, которые меньше всего пострадали от пандемии. В России ситуация с долгами лучше, чем в других государствах: золотовалютные резервы и Фонд национального благосостояния существенно превышают все валютные обязательства как страны, так и ее корпоративных заемщиков, которые привлекали внешний долг. Российские корпоративные эмитенты показывают также хороший коэффициент отношения чистого долга к EBITDA (в среднем – меньше единицы).
Курс доллара к рублю. Большинство факторов, которые влияли на девальвацию рубля во втором полугодии, уже исчерпали себя, и можно предположить, что российская валюта по отношению к доллару будет стабильна. Если доллар останется в диапазоне 75-80 руб., то это будет неплохо для рублевых активов и вызовет интерес внешних инвесторов. Нужно понимать, что сам доллар сейчас находится в неустойчивой позиции. Во второй половине года доллар ослаб по отношению к корзине мировых валют – евро, японской иене, британскому фунту, канадскому доллару, шведской кроне и швейцарскому франку. Это произошло по нескольким причинам: из-за увеличения денежной массы в США (на такие меры американские власти пошли для обслуживания возросших обязательств перед налогоплательщиками), из-за низких ставок, из-за внешнеполитической риторики Дональда Трампа и снижения доли доллара в золотовалютных резервах многих стран мира
Есть ли перспективы у рынков с фиксированной доходностью?
Да, есть. Давление на кривую ОФЗ – маловероятный сценарий. Минфин смог привлечь внутренних участников на российский рынок благодаря инструменту floater – облигациям с плавающей ставкой. Ведомство предложило их с премией к кривой ОФЗ, и они нашли спрос. За последние три месяца Минфин разместил облигаций на 3 трлн руб. и полностью выполнил план по заимствованиям на этот год. Также ведомство выпустило евробонды. Если посмотреть на доходность, то она значительно выросла – с 5,3-5,4% по десятилетним бумагам в первом полугодии 2020 года до 6,3-6,4% в конце октября. В совокупности с упавшим рублем это неплохая комбинация для входа в рынок.
В модельном примере мы попытались показать, что будет, если вкладываться в инструмент, доходность которого не очень велика, но все же превышает ставку по депозиту на 1,5% и составляет 6% годовых в рублях. Мы взяли горизонт инвестирования в 20 лет – за этот срок выигрыш в финальном капитале получится 56%. Часто сложные проценты сравнивают с деревом: в первые несколько лет после посадки вы почти не замечаете изменений, оно растет достаточно медленно, какие-то результаты становятся видны через 15-20 лет, а через 30-40 лет дерево действительно вырастает во всей своей красе.
Сложный процент и долгосрочное инвестирование – это краеугольный камень, который лежит в основе всех капиталов, когда-либо заработанных в мире. Второй камень – это выбор инструмента инвестирования. Инструмент должен быть консервативным и нести минимальные риски.
Текущие параметры портфеля фонда позволяют дать осторожный прогноз на следующий год: доходность от инвестиций в «Фонд облигаций» в ближайший год будет находиться в диапазоне 6-8% в рублях. Это базовый сценарий, в котором заложены все те макроэкономические риски, которые мы уже перечислили.
Как отбираются бумаги в фонд?
Мы делаем ставку на качественных заемщиков – это эмитенты с низкой долговой нагрузкой, с понятной кредитной историей, желательно лидеры отрасли, не высокодоходные. На западе проводилось множество исследований портфелей высокодоходных эмитентов и облигаций инвестиционного уровня, которые показали, что на среднесрочном и долгосрочном горизонте портфели качественных облигаций превосходят результаты, реализованные по портфелям высокодоходных облигаций. Ставка на качественных заемщиков – это то, что в долгосрочной перспективе отвечает интересам инвесторов фонда.
Какие принципы работы фонда?
Помимо скрупулезного отбора эмитентов мы также работаем с дюрацией. Когда ставки низкие или есть предпосылки к их снижению, мы покупаем облигации более высокой дюрацией. Если на рынке появляются ожидания повышения ставки, мы покупаем либо короткие облигации, либо защитные floaters. Помимо этого, мы работаем с валютной позицией. Мы можем аллоцировать до 25% фонда в валютные инструменты, но сейчас это не представляется необходимым.
Какие преимущества дает фонд по сравнению с покупкой отдельных облигаций?
Что отличает фонд облигаций от активного управления, всевозможных биржевых фондов, которые привязываются к индексам облигаций, – это участие в первичных размещениях. Новый эмитент, выходя на рынок, обычно платит премию. Когда эмитент, уже присутствующий на рынке, привлекает новые бумаги, он тоже в определенных условиях платит премию к тем выпускам, которые уже находятся в обращении. Все это управляющие используют для того, чтобы повысить доходность для своих инвесторов.
Что с налогами?
Это очень важный фактор, который в России пока не очень учитывают. Со следующего года кардинально меняется ситуация с налогообложением: теперь с купонов по всем видам облигаций (и государственных, и корпоративных, и федеральных) и депозитов нужно будет платить налог. Но если вы инвестируете через «Фонд облигаций», то у вас появляется возможность получить налоговую льготу. Подоходным налогом будет облагаться разница между ценой покупки и продажи пая. Если инвестор продержит свой пай больше трех лет, то он сможет подать заявление на налоговый вычет и не платить налоги. В среднесрочной перспективе такая выгода может существенно сыграть на руку инвестору.
Есть ли комиссия?
Мы берем 2% комиссии за управление фондом. Те результаты по доходности, которые мы предлагаем, уже очищены от сборов, это чистая доходность инвесторов. При выходе из фонда в первый год – комиссия 2%, во второй год – 1%, начиная с третьего года комиссии за выход из фонда нет.
Какие планы по доходности в будущем?
Целевая доходность фонда в течение ближайшего года – 6-8%.