Если компания хочет резко изменить свой бизнес, она может поглотить конкурента, создать с ним совместное предприятие или объединённую корпорацию. Рассказываем о двух успешных примерах.
«М.Видео» и «Эльдорадо»
Сеть магазинов бытовой техники и электроники «М.Видео» в апреле 2018 года купила одного из своих главных конкурентов — ритейлера «Эльдорадо» (обе входили в группу «Сафмар») — за 45,5 млрд рублей.
В результате появилась объединённая группа «М.Видео — Эльдорадо». Благодаря оптимизации системы закупок и IT-инфраструктуры, а также снижению операционных расходов, синергетический эффект в 2018–2020 годах, по оценке «М.Видео», должен был составить 18 млрд рублей.
Результаты, следует из отчёта компании, превзошли ожидания: уже в 2018 году синергия от объединения составила 6 млрд — в полтора раза больше плана. В октябре 2020 года группа решила выплатить дивиденды за 2019 год. Инвесторы позитивно оценивают изменения в компании с растущим бизнесом: с начала апреля 2018 года по конец ноября 2020 года акции компании выросли на 63%.
«Ростелеком» и Тele2
«Ростелеком» в основном зарабатывает на широкополосном интернете и цифровом ТВ. В марте 2020 года компания купила 55% акций Tele2 за 132 млрд рублей и завершила консолидацию у себя 100% акций мобильного оператора.
До этого компании развивали многие совместные бизнес-направления: например, звонки абонентов Tele2 в основном проходили через сети «Ростелекома». В итоге после сделки в стране появился крупнейший интегрированный провайдер цифровых сервисов. Кроме того, слияние позволит снизить расходы и оптимизировать бизнес-процессы.
В результате выручка «Ростелекома» от услуг мобильной связи, оказываемых «Tele2», во II квартале 2020 года выросла на 16% год к году — до 42,9 млрд рублей. На этот сегмент приходится 34% общей выручки компании. При этом в целом выручка выросла только на 13%.