В этом году банк ВТБ дважды выпускал дополнительные акции — и увеличил уставный капитал на 243 млрд рублей. Это рекорд для российского рынка за последние 10 лет. Но менее крупные допэмиссии происходят намного чаще. Разберёмся, зачем их проводят, какие есть ограничения и насколько это выгодно частным инвесторам.
Как акции выпускают на рынок?
Есть разные процедуры: IPO, SPO, сплит, дополнительная эмиссия.
При IPO — первичном публичном размещении — компания впервые выводит акции на биржу и продаёт их любым инвесторам.
При SPO — вторичном публичном размещении — в свободное обращение выпускают акции, которыми после IPO владели создатели компании или крупные инвесторы.
При сплите дробят старые акции. Их число у всех акционеров увеличивается автоматически и пропорционально.
При дополнительной эмиссии выпускают новые акции — и увеличивают уставный капитал. Эту процедуру используют не только публичные компании.
Зачем компаниям допэмиссия?
Цели бывают разными.
Привлечь дополнительный капитал. Это самая распространённая. Чтобы не брать кредиты, компании выпускают акции и получают новые деньги от инвесторов.
Допэмиссией решают финансовые проблемы или развивают проекты. В первом случае инвесторы реагируют настороженно, во втором — надеются заработать.
В июле 2022 года Аэрофлот провёл допэмиссию с привлечением средств от государства в рамках реструктуризации задолженности по аккредитивам. Государство потратило 52,5 млрд рублей и увеличило свою долю до 73,77%.
В 2020 году Tesla трижды выпускала дополнительные акции под строительство новых заводов, и инвесторы охотно вложили в них $12 млрд.
Укрупнить пакеты акций. Если акционеры-мажоритарии владеют 75% компании, они могут провести допэмиссию с продажей по закрытой подписке. Их доли ещё сильнее вырастут, а у миноритариев — уменьшатся.
В 2019 году Ростелеком получил акции Tele2, а за это по указу президента России провёл допэмиссию в пользу одного акционера — ВТБ. Так государство вместе с ВТБ и ВЭБ.РФ стало контролировать больше 50% акций Ростелекома.
Поднять уставный капитал до необходимого минимума. Требования к нему могут меняться, и их надо выполнять.
В 2017 году Московский кредитный банк признали системно значимым. После этого ему пришлось провести допэмиссию, чтобы уложиться в более высокий норматив достаточности капитала.
Какие есть ограничения?
Допэмиссию, как и IPO, нельзя провести бесконтрольно. В России её регулируют законы «О рынке ценных бумаг», «Об акционерных обществах» и акты ЦБ.
Выпуск новых акций проходит в пять этапов:
1. На общем собрании акционеров вносят предложение о допэмиссии.
2. Согласовывают и утверждают решение.
3. Подают заявление в ЦБ и регистрируют новый выпуск акций.
4. Размещают их на продажу.
5. Регистрируют отчёт для регулятора об итогах допэмиссии.
Продажа акций при допэмиссии бывает закрытой или открытой.
При закрытой у действующих акционеров есть приоритетное право купить акции по подписке.
Подписка тоже бывает закрытой и открытой. Закрытая даёт преимущество тем, кто голосовал против допвыпуска или не голосовал совсем. При открытой подписке права всех акционеров равны.
При открытой допэмиссии акции сразу размещают на бирже, и купить их могут все желающие.
Кому от допэмиссии хорошо, а кому — не очень?
Компании, как правило, выигрывают, потому что привлекают дополнительные деньги.
Все акционеры в краткосрочном периоде обычно теряют. Для рынка допэмиссия — это плохо: спрос на акции компании падает и они дешевеют.
Влияет на котировки и поведение самих инвесторов. Слухи о допэмиссии нередко опережают официальные заявления компании, и часть акционеров спешит избавиться от «рискованного» актива. Это увеличивает предложение акций на рынке и ещё сильнее сбивает цену.
Акционеры-мажоритарии могут всё-таки выиграть, если увеличивают свои доли.
Акционеры-миноритарии в этом случае проигрывают дважды: и акции дешевеют, и доля размывается. Мажоритарии смогут свободнее принимать решения в свою пользу.
Размытая доля означает и меньшее участие в прибыли компании, то есть сокращение будущих дивидендов. Но эту проблему каждый отдельный миноритарий может решить для себя, если докупит акции на открытых продажах или — по преимущественному праву — на закрытых. Правда, при втором варианте цена может быть выше рыночной.
Что делать, если компания объявила о допэмиссии?
Задайте себе три вопроса, чтобы решить, избавляться от акций, держать или докупать.
1) Почему проводят допэмиссию?
Если компания хочет покрыть убытки или пополнить оборотные средства — значит, у бизнеса проблемы. А если цель — запуск перспективного проекта, то акции можно оставить или даже докупить.
2) Как изменится положение миноритариев?
Если оно не должно ухудшиться, можно докупить акции, чтобы сохранить свою долю в дивидендах. Если должно — разумнее избавиться от актива.
3) Какой у вас горизонт инвестирования?
Если длинный и вы верите в компанию и отрасль, то можно не беспокоиться из-за временного снижения котировок при допэмиссии. А если деньги скоро понадобятся, то лучше продать акции, пока до допэмиссии ещё далеко.