С 9 июня, когда состоялось последнее заседание ЦБ, рубль подешевел более чем на 8% к доллару и на 6% к юаню. Согласно исследованиям регулятора и нашим расчётам, эффект от переноса курса в цены в ближайшие кварталы составит 5–10%. В начале 2023 года чувствительность инфляции к ослаблению рубля была низкой, так как импортёры накопили запасы, пока рубль был крепким. По мере их исчерпания ослабление рубля будет все больше переноситься в цены.
Рассчитываемый нами индекс жёсткости риторики ЦБ в июне соответствовал уровням 2021 года, когда регулятор активно поднимал ставки. Хотя сейчас повышение ставок будет не таким значительным, как в 2021 году (они уже достаточно высоки), судя по макростатистике, усиливаются риски того, что спрос будет превышать предложение.
Помесячная инфляция ускоряется. По итогам июня базовая инфляция в пересчёте на год, скорее всего, второй месяц подряд превысит установленную ЦБ цель 4%. В помесячном выражении инфляция может составить в июне 0,6% – это сопоставимо с уровнями, которые наблюдались в начале цикла ужесточения в 2021 году.
Потребительские расходы в реальном выражении в июне 2023 года выросли на 5% в годовом выражении, что соответствует средним темпам июня – декабря 2021 года. При этом зарплаты в реальном выражении повышаются быстрее, чем в 2021 году, из-за высокой конкуренции за работников на рынке труда и стимулирующей бюджетной политики. Потребительская уверенность сейчас заметно выше, чем в 2021 году.
Повышение ключевой ставки на 50 б. п. в июле уже учтено в котировках ОФЗ, но на коротком участке кривой рынок может заложить в цены дополнительное ужесточение политики ЦБ. В котировки ОФЗ-ПД с погашением через пять-десять лет уже заложена значительная риск-премия, поэтому они вряд ли заметно отреагируют на жёсткую риторику ЦБ в июле. В результате форма кривой доходности станет более плоской. В целом мы нейтрально смотрим на ОФЗ-ПД со сроком погашения свыше пяти лет, учитывая более осторожную тактику Минфина на первичном рынке.