Первый мировой кризис в истории

Первый мировой кризис в истории

Автор 25.05.2021

Кризис 1857 года считается первым мировым кризисом в истории. В этом посте поговорим о том, как телеграф, железные дороги и Калифорнийское золото на два года повалили мировую экономику.

Постараемся найти закономерности в развитии финансовой депрессии и её глубинные причины — чтобы потом, когда на пороге окажется настоящий кризис, его можно было опознать.

С чего всё началось

Первый мировой финансовый кризис разразился в США. Поэтому, чтобы по-настоящему разобраться в том, что происходило, нам нужно поставить себя на место американца, который жил в середине XIX века. Вот несколько фактов о рынке США тех времён:

Деньги обеспечиваются драгметаллами. В наше время ценность любой валюты определяется её покупательной способностью. Но тогда деньги обеспечивались золотом и серебром. То есть формально, оплачивая что-то в магазине, люди передавали драгметаллы.

А если в конечном счёте все банкноты можно обменять на золото, то и деньги могут быть какими угодно. Поэтому каждый банк печатал свои и обеспечивал их золотом из запасов.

В стране — железнодорожный бум. Железные дороги начали прокладывать ещё в 1830-х — тогда их общая протяжённость была всего 37 км. За десять лет она увеличилась до 4 519 км.

Новой технологией были увлечены буквально все: зарубежные инвесторы вкладывали деньги в американские железнодорожные компании, частные вкладчики выкупали земли на западе, рассчитывая потом продать их втридорога.

⛏ В Калифорнии — золотая лихорадка. В 1848 году в штате нашли большие залежи золота, и около 300 тысяч искателей приключений отправились его добывать уже через год. Вместе с золотом на рынок поступали всё новые и новые деньги — они ведь обеспечивались как раз за счёт драгметаллов.

Повсюду телеграфы. Золотая лихорадка стала возможной как раз потому, что в 1850-х люди научились быстро обмениваться информацией. В 1844 году Самюэль Морзе отправил свой первый телеграфный сигнал — и технология сразу же покорила США.

Начало конца

Железнодорожная лихорадка продвигалась всё дальше и дальше на восток. К 1857 году промышленникам удалось утроить показатели 1850 года — по стране протянули уже 39 390 км железных дорог.

В стране постоянно открываются новые банки — владельцы хотят накачать экономику деньгами и побольше заработать. В 1834 году в США их было только 506, а в 1857 году — уже 1253. Количество обязательств банков перед клиентами росло быстрее, чем объём драгоценных металлов у них в запасах. Уровень обеспечения денег падал.

На фоне ажиотажа и истерии открывались всё новые и новые железнодорожные компании. Многие из них и вовсе работали только на бумаге. Их даже прозвали «paper railroad» — бумажная железная дорога. Инвестиции в такие предприятия, как правило, были спекулятивными.

Уверенность в завтрашнем дне порождала беспечность — банки инвестировали деньги вкладчиков во всё более рискованные активы.

И 24 августа 1857 года всё посыпалось.

Кризис

Маховик кризиса запустила финансовая организация Ohio Insurance and Trust Company (OITC), когда 24 августа 1857 года объявила вкладчикам, что не может выдать им деньги. Все депозиты она направила на спекулятивные инвестиции в железнодорожную отрасль, и они не окупились. Акции компании за пять дней обвалились со $101 до $5.

Вслед за OITC посыпались другие банки: они не смогли выдать вкладчикам деньги, потому что инвестировали их в слишком рискованные железнодорожные предприятия. Напуганные клиенты обменивались новостями через телеграф и бежали в банки, чтобы забрать свои деньги, а банки — один за другим — закрывались, будучи не в состоянии вернуть вклады. Это явление получило название «a bank run» — набег на банк.

Через месяц после начала набегов уже 175 банков отказались от своих обязательств. Через неделю — ещё 150. 13 октября, в день, когда под натиском вкладчиков оказались нью-йоркские финансовые институты, закрылись 18 банков. 14 октября — 32.

Ситуация на банковском рынке мгновенно отразилась на фондовом: перегретые акции железнодорожных компаний стремительно дешевели. Инвесторы продавали активы, чтобы зафиксировать убытки и вернуть долги банкам. Банки, в свою очередь, переставали выдавать кредиты, и от этого в кризис втягивались всё новые и новые отрасли.

Вскоре кризис перекинулся на Европу: как только пароходы из США принесли весть о начавшейся панике, инвесторы побежали забирать свои вклады. Набега не выдержала и Европа — например, в Великобритании тоже началось массовое банкротство банков.

Итоги

Кризис 1857 года считают самым первым мировым финансовым кризисом. Он не был глубоким и продлился по меркам кризисов совсем недолго — всего два года. Но он впервые показал, к чему приводят избыточный оптимизм и истерическая жажда прибыли.

---------------------------

Обращайтесь за консультацией:
Горячая-линия: 8 (800) 700-17-39
Телеграмм канал: https://t.me/neotorg
email: office@neotorg-line.ru
Чат на сайте: https://neotorg-line.ru